Kristina Shilnikova (kristinas1990) wrote,
Kristina Shilnikova
kristinas1990

위령제

На последней неделе прошедшего года нам в лабу позвонили и сказали, что в пятницу мы все в обязательном порядке должны явиться на моление об убиенных нами мышах. Так сказали мне, чтобы я поняла. И объяснили смысл нового слова: 위령제 (慰靈祭) = 로 (утешение) + 혼 (дух) или 유 (призрак) + 사 (поминальный обряд). Моя новая соседка – с факультета питания – тоже мышиные опыты ставит, но у них, говорит, мышиные поминки не проводят, зато очень сильно проводят у ветеринаров, особенно если животные погибают случайно во время операции.
Прошло все утром в пятницу, довольно быстро, но душевно. В пустующей лаборатории собралось человек 15 аспирантов и 1 профессор. Приготовили настоящий жертвенный стол, обращенный к западной стене, такой же как на обычных поминках (я описывала такое в посте Важное в жизни корейца), только поменьше. На столе как обычно 2 свечи, тарелки с фруктами и рисовыми хлебцами. Я тихонько спросила, почему на столе мандарины, которые мыши вряд ли едят, лучше бы, мол, мышиный корм поставили. Но тут же оказались, что и это уже продумано – стакан, в который полагалось ставить аромапалочки, был наполнен именно мышиным кормом. (Извиняюсь за ужасное качество, но лучше не вышло.)

Начала аспирантка-«ведущая», которая прочла с листочка текст о том, что, мол, здесь собрались люди из лабораторий, проводящих опыты на мышах, и что в предверии нового года мы проведем церемонию для успокоения духов убиенных нами за прошедший год мышей. «Мы помним о них, сожалеем о зле, которое им нанесли и надеемся, что они обретут мир на небесах», - как-то так. Потом сказал от себя речь профессор: «В прошлом году мы, к сожалению, забыли и не провели вовремя такую церемонию, в дальнейшем постараемся не забывать и проводить ее регулярно. Мы благодарны мышам за помощь в учебе и научных исследованиях, которую они нам оказывают, и сожалеем, что не можем обойтись другими, более гуманными способами. Мы надеемся, что духи мышей поймут и не будут на нас в обиде на том свете. Сегодня мы вместе еще раз вспомним о них и поклонимся их духам». Потом он встал на колени перед столом, зажег от свечи аромапалочку и воткнул в стакан с мышиным кормом. (В человеческом случае в этом месте наливают в чашку чай или ягодный компот, а иногда просто воду и, обведя чашкой вокруг горящей свечи, ставят на стол). Затем он встал и два раза поклонился буддийским способом. За ним процедуру по очереди повторили все остальные, становясь сразу по двое-трое. Аспиранты, правда, уже после второй пары не кланялись, просто ставили полочки, стояли немного перед столом и отходили. Моя напарница перед тем как подойти перекрестилась – она католичка.

После того, как все закончили, «ведущая» опять зачитала по бумажке: «Давайте вместе помолимся, чтобы духи мышей успокоились в небесной стране, чтобы они не винили небо и людей за свои страдания и родились в следующий раз ... (тут она запнулась немного) в хорошем месте. А мы подумаем о том, сколько еще мышей доведется каждому из нас убить в следующем году и постараемся, делая опыты, хоть на минутку задумываться о том, что мы заставляем их страдать, и мысленно извиняться перед ними». А потом она извлекла из большой коробки рисовые хлебцы и мандарины и разложила по тарелкам, выдав это поминальное угощение на каждую лабораторию.

Кто-то из расходящихся прокомментил: «Надо было ей сказать, мол, пусть они в следующий раз людьми родятся». А напарница моя сказала, что обряд этот очень важный и нужный и что если она в таком не поучаствует, на душе у нее неспокойно.

Вроде бы это все. Но надо, пожалуй, кое-что добавить, а то больно уж чувствительные и совестливые корейцы получаются. На этой неделе у нас умерло 2 мыши, а одна оказалась в тяжелой кахексии, так что тоже вряд ли выживет. А все потому, что в предыдущий раз мы по возмутительной невнимательности пропустили их клетку, которая была в самом низу стеллажа, и не наполнили им кормушку и поилку. В итоге два трупика даже не были похожи на трупики, а скорее на две серые тряпочки, а выжившая мышь дрожала и шаталась из стороны в сторону, показывая обтянутые кожей позвонки и ребра (мыши у нас безволосые). Последовала пара вздохов на тему «бедные, как им наверно хотелось есть», но вскоре тему сменили. Клетки, правда, в конце проверили с особой тщательностью. А когда мы уже выходили, все весело трендели, и только докторша (наук) – наша старшая – еще раз вздохнула, мол, если бы у них осталась хотя бы вода, они не умерли наверное.
Это я не к тому, что все циники и пофигисты и что следовало бы заливаться слезами всю ночь. Просто не хочется, чтобы создавалось о корейцах то или иное крайнее впечатление, ибо любое из них будет ложным (пафосно изрекла я). Мне же корейцы напоминают детей, таких маленьких и послушных. Сказали им: «Давайте погрустим о нашей жестокости и покаемся», - и они погрустили, честно и искренне. Ну а тут, что ж – умерла пара мышек от прямой нашей безалаберности, жестоко и совершенно бессмысленно – печально, конечно, вздохнем, но долго грустить не получится.
Таково мое впечатление.

Tags: Корея
Subscribe

Posts from This Journal “Корея” Tag

  • Немного сора из избы, часть 3

    Продолжение Но вернёмся к теме. С одной стороны мы имеем безупречную вежливость и слепую покорность студентов, а с другой – пропорциональную…

  • Немного сора из избы, часть 2

    Продолжение Перейдем к так называемой вертикальной структуре общества. Надо заметить, что термин этот я у корейцев же и заимствовала. Они сами об…

  • Немного сора из избы, часть 1

    Я как-то успела слегка позабыть, какие именно аргументы приводила в прошлогоднем обличительном посте «Май: мысли», но не думаю, что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments